Наиболее популярные программы по борьбе с наркотической зависимостью

Наиболее популярные программы по борьбе с наркотической зависимостью
«Почему возникает зависимость от наркотиков и как с ней бороться?» – главный вопрос, стоящий перед исследователями. Ответ на него пытаются найти представители разных школ, основных психологических направлений – гуманистической психологии, когнитивно-поведенческой психологии, психоанализа, бихевиоризма.

Однако ни одна из предложенных моделей не может в полной мере объяснить причины возникновения данной проблемы. Тем не менее, каждая теория содержит положения, которые могут оказаться универсальными социально-психологическими феноменами и которые необходимо учитывать при проведении профилактических программ.

Постоянные перемены, происходящие в любом обществе, расширение области знаний, развитие науки делают невозможным создание универсальной концептуальной модели профилактики употребления наркотиков. Требуется непрерывное обновление и усовершенствование профилактических подходов. Тем не менее, существует ряд общепризнанных концептуальных моделей, позволяющих ориентироваться в различных профилактических программах.

Трансакциональная модель профилактики А. Дж. Самероффа

Данная модель предполагает, что поведение человека определяется характеристиками индивида и среды. Результат взаимодействия между личностью и средой называется – «трансакция».

Когда человек обладает возможностью предвидеть последствия своего поведения, он может снизить риск развития у себя наркотической зависимости.

Риск формирования зависимости может быть связан с тремя причинами:
а) характеристиками индивида;
б) характеристиками среды;
в) специфическими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик.

Эта модель рассматривает человека как продукт опыта, который он получает под воздействием семейной и социальной среды.

Уровень риска психо-социальных расстройств различен во времени, поскольку индивид и среда не всегда находятся в равновесии. Когда в какой-то определенной точке равновесие между средой и индивидом нарушается, поведение и эмоциональная сфера личности дестабилизируются, уровень риска возникновения зависимости возрастает.

Модель антисоциального поведения Г. Паттерсона

Модель базируется на предыдущей концепции и исходит из того, что в процессе развития детей существуют периоды «несогласованной» активности. В том случае, когда взрослые неуместно стремятся дисциплинировать детей, они создают контекст, в котором ребенок усиленно обучается принудительному поведению.

Родители, постоянно следящие за детьми, контролирующие их действия, требующие выполнения строгих дисциплинарных установок, снижают позитивные усилия ребенка и тем самым формируют у него нежелание вступать в контакт. В ответ на действия родителей у детей развивается протестное поведение, выражающееся в плаче, криках, стремлении передразнивать воспитывающих лиц, воплях, визге.

Такое поведение вызывает у родителей негативный ответ, который усиливает поведенческие нарушения, переходящие в открытую агрессию, включая физическую. Когда протестное поведение проявляется часто и интенсивно, а дисциплинарные требования чрезмерны и неуместны, ребенок усваивает ригидные поведенческие стереотипы, которые он будет использовать и в общении со сверстниками, и в школе. Одновременно процесс обучения гибким, более подвижным поведенческим стратегиям затормаживается. Когда протестное поведение используется при общении со сверстниками и в школе, на него неизбежен агрессивный или избегающий ответ. Результатом этого является снижение самооценки и плохая успеваемость, формирование негативных реакций, и как следствие, антисоциального поведения.

Модель «Превентивных буферов» Н. Гемези и М. Роттера

Превентивный буфер — это позитивные факторы, которые способствуют стрессоустойчивости и развитию поведения, направленного на сохранение здоровья. В качестве примера превентивного буфера может выступать социальная поддержка, которая является препятствием на пути развития зависимости от наркотиков.

Модель «Копинг-поведения» Н. Сирота и В. Ялтонского

Жизненные проблемы выводят человека из равновесия. При этом, пытаясь их разрешить, он использует те или иные формы поведения. Поведение, направленное на преодоление стресса, называется копинг-поведением.

В случае если человек умеет успешно преодолевать проблемы, то есть имеет развитое копинг-поведение, то риск наркотизации снижается. В противном случае возникает риск употребления накротиков.

Подход, основанный на распространении информации о наркотиках

Данный подход является наиболее распространенным типом профилактических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Считается, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будет способствовать изменению поведения.

Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении

Аффективное обучение предполагает развитие у человека умения распознавать свои эмоции, переживания и управлять ими.

Цель такого обучения — повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, формирование способности справляться со стрессом.

Подход, основанный на роли социальных факторов

Данный подход базируется на теории социального научения А. Бандуры, утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих людей (родителей, родственников или значимых лиц из окружения).

Цель профилактической работы — тренинг устойчивости к социальному давлению; «прививка» против воздействия средств массовой информации; информирование о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий.

Подход, основанный на деятельности, альтернативной наркотизации

По мнению представителей этого подхода, альтернативная наркотизации и алкоголизации деятельность способствует уменьшению распространения случаев зависимости от наркотиков и алкоголя.

Подход, основанный на укреплении здоровья

Укрепление здоровья  — это процесс, помогающий человеку и обществу в целом изменить отношение к своему здоровью таким образом, чтобы улучшить его.

Понятие сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой «Делать здоровый выбор максимально доступным».

Подход, основанный на формировании жизненных навыков

Базируется на изменении поведения путем формирования определенных навыков и умений, для того чтобы справляться с жизненными трудностями.

Интегративный подход

Этот подход представляет собой варианты комбинаций профилактических подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект путем комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление ьздоровья, формирование жизненных навыков и адаптивных форм взаимодействия с окружающей средой.



Поделитесь полезной информацией с друзьями:



Задайте вопрос по теме нашим специалистам

Читайте по теме также: