Социально — психологическое обучение (СПО) в профилактике алкоголизма у детей и подростков

Социально - психологическое обучение (СПО) в профилактике алкоголизма у детей и подростков

Большое значение в работе с детьми, предрасположенными к вредным привычкам (детьми с неустойчивой психикой, нарушением поведения, волевых процессов, «трудными» подростками), в школе имеет так называемое социально-психологическое обучение (СПО). Данный вид обучения широко использовался в советских школах в 1980-х гг. В сущности СПО можно сравнить с групповой психотерапией, о которой речь шла ранее.

Но в данном случае это метод не лечения, а профилактики. При СПО используется групповая дискуссия с включением игровых приемов. СПО позволяет детям продемонстрировать свое неправильное поведение, показать его со стороны и самостоятельно или при помощи педагога или врача искоренить, исправить эти недостатки. Таким образом, цель СПО – формирование у детей и подростков нормативного поведения.

Методика СПО

Численность группы от 6 до 12 человек.

Принципы СПО: доверительное и откровенное общение, ответственность при обсуждении результатов общения, принцип «здесь и теперь»: участники группы воспроизводят свое поведение в сиюминутных деталях, в конкретных ситуациях.

Руководство группой строится на демократических началах.

Допускаются занятия (например, 1 из 6) без руководителя, по принципу самоуправления. Количество занятий – от 30 до 50.

Длительность одного занятия – 1 ч.

В процессе СПО, т. е. дискуссии, общения, анализируется речь – ее содержание, продолжительность, направленность, частота высказываний, экспрессия, особенность грамматики, лексики, интонации, выразительность движений, мимики.

Занятия начинаются с психогимнастической разминки, которая сопровождается пением и танцами.

Затем проводят 10-минутное прослушивание какого-либо музыкального произведения и так называемый психорисунок – рисование на заданную тему (каков(-а) я в будущем, каково мое место в классе, среди одноклассников, я и учитель и т. д.).

Упражнения СПО

Кто есть кто: угадывание переживаний одного из участников группы по его поведению, ответам на вопросы, носящим шутливый характер.

Интуиция: ориентировка на незнакомого или малознакомого участника группы (можно пригласить подругу или друга из другой школы, сверстника – соседа по дому). Ему задаются вопросы, ответы на которые он записывает на бумаге.

Таможня: по поведению одного из участников группы, его высказываниям делается попытка отыскать спрятанную вещь.

Шестое чувство: нужно определить, кто и какую выберет песню, подарок, какому времени года отдаст предпочтение и т. д.

За спиной: слишком разговорчивые должны молчать, пока не закончится групповая проработка особенностей их характера.

Бессловесное выражение чувств: осуществляется кивком головы, поднятием руки и т. д.

Поводырь: один изображает слепого, всецело подчиняясь своему поводырю.



Поделитесь полезной информацией с друзьями:



Задайте вопрос по теме нашим специалистам

Читайте по теме также: